Окно — как связь с реальностью

Несмотря на обилие различных носимых гаджетов и прочих информеров, способных доставлять нам информацию о времени суток, погоде и обстановке на дорогах, возможность бросить хотя бы беглый взгляд в окно, позволяет человеку не потерять чувство реальности.

Полноценная жизнь в замкнутых помещениях вряд ли возможна — столкновение с чувством подавленности и отрыва от внешнего мира будет неизбежным. С другой стороны, человек стремится отделить себя, своё жилище от негативного воздействия окружающей среды, внешнего мира. С этой точки зрения очень интересно посмотреть на историю развития окна.

Окно, как важный элемент дизайна, впервые появилось в Венеции — крупнейшем центре стеклоделия Европы 13 века. В те времена Венецианская республика была сильной морской державой, с развитым производством стекла в самом его большом разнообразии и высокой художественной ценностью (Венецианское стекло, ага). Таковой она и сохраняла свои позиции вплоть до 17-18 вв.  Что удивительно, оконные конструкции того времени имели достаточно большие размеры и разнообразие форм. Сегодня, при наличии современных оконных технологий, не всегда можно повторить, то что делали столетия назад древние мастера!

Палаццо Санта-София на Гранд канале в Венеции (15 век):

Окна-в-Палацо-Санта-София-Венеция

Дворец Дожей:

Огромные витражные окна во дворце Дожей (Венеция)

Характерные для венецианской архитектуры витражи:

А вот мойка окон и уход за фасадом в наши дни:

Архитектура Венеции как некий симбиоз Востока и Запада в сочетании барокко и готики, определила основные идеи при проектировании окон на многие столетия вперёд.

Сегодня подобный стиль с обилием естественного света, оконщики называют «манией гигантизма» и не очень-то его любят :). Конечно, подобные конструктивные решения можно встретить не только в Италии, но и в других европейских странах.

Вплоть до 20 века никаких радикальных изменений не происходило. Точнее будет сказать — происходили, конечно, но довольно медленно. В отличии от пышной архитектуры загородных вилл, окна на фасадах богатых домов выглядели привычно и традиционно.

Служить человеку, а не производить впечатление

А вот уже в начале 20 века, в США начинается переосмысление философии частного жилого дома. Принято считать, что именно американский архитектор Frank Lloyd Wright (Франк Ллойд Райт 1867-1959) сформулировал новый подход к проектированию жилых зданий (1900-1910гг), основанный на принципах рациональности и практичности:

«Назначение постройки — прежде всего, всесторонне служить человеку, а не производить впечатление. (Ф.Л.Райт)»

В домах Райта свободные пространства, солнечный свет и воздух занимали центральное место. Для него были характерны ленточное и панорамное остекление во во всю высоту помещения в сочетании с солнцезащитными козырьками.

Дом Мартина в Буфалло (1904-1905гг):

Для него были характерны ленточное и панорамное остекление во во всю высоту помещения в сочетании с солнцезащитными козырьками

За счёт светопроёмов в кровле и в местах перепада её уровней, максимально использовался верхний и верхнебоковой свет. Вот, например, целый сайт, посвящённый знаменитому дому Малькольма Вилли и пара картинок оттуда:

За счёт светопроёмов в кровле и в местах перепада её уровней, максимально использовался верхний и верхнебоковой свет

Это проекты Райта 1904-1905 годов:

Willey входная группа.

В панорамном остеклении Райт использует витражи из мелких кусков стекла, окрашенного в массе — в лучших традициях венецианской школы.

Уже в 1920-х годах Pitsburg Plate Glass (USA) и Asahi (Japan) начали промышленный выпуск широкоформатного строительного стекла методом вертикального вытягивания стеклянной ленты, изобретённого Бельгийцем Фурко.

… Фурко не смог при жизни добиться признания своего изобретения.
Подобно Оуэнсу, не получив поддержки правительства и истратив все свои личные средства на строительство машины, он умер от туберкулеза в страшной нужде, почти никем не признанный.
Капиталистические фирмы после смерти изобретателя воспользовались чертежами его машины, и уже через несколько лет во всех странах работали машины Фурко, причем богатели на этом только капиталисты — хозяева заводов.
(источник)

 

метод вертикального вытягивания стекла

Так стали появляться новые возможности для архитектурного творчества.

Единство природы и внутреннего пространства

В 1930-е годы Райт начал использовать полностью стеклянные стены, обращённые внутрь двора, а уличные стены (по сути фасад), наоборот — полностью глухими. В некоторых объектах он стремился уменьшать объёмы остекления для придания дому большего уюта, за счёт ощущения защищённости и даже замкнутости. Чем не концепция арабских жилых домов, с внутренними двориками? В результате, ряду его проектов очевидно не хватало естественного света, а извечная борьба между избытком и недостатком света так и сопровождала Райта на протяжении его творчества.

Единство природы и внутреннего пространства жилья было наиболее ярко воплощено Райтом в доме (втором) Герберта Джекобса «Солнечный полуцикл» (wikiна карте), являющимся одним из первых энергоэффективных домов с использованием пассивной солнечной энергии.

Солнечный полуцикл

Дом проектировался для северного климата. Стена, ориентированная на север, была ограждена грунтовым валом для лучшей теплоизоляции, а полукруглая южная стеклянная стена повторяла траекторию движения Солнца и предназначалсь для улавливания солнечной энергии.

passive solar-heated home Frank Lloyd Wright Solar Hemicycle

Рисунок Райта, показывающий движение холодных и тёплых масс воздуха вокруг «Солнечного Полуцикла»:

Wright’s sketch of air flow around the Solar Hemicycle

Движение воздушных масс внутри дома

Дом представляет собой одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через главную комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме:

Этажный план второго дома Якобса

Нависающие солнцезащитные козырьки призваны защищать от высокого солнца летом, но не создавать препятствий для проникновения солнечного тепла от низкого солнца зимой.

Фрэнк Ллойд Райт бы довольно крут и  опережал время на десятки лет. Некоторые идеи так  и не нашли широкого отклика.

А вот  Европа отреагировала на изобретение широкоформатного стекла созданием целого направления, получившего позже название Интернационального стиля.

Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США) Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).

Французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965), родоначальник конструктивизма (в СССР, башня Шухова например) и пионер модернизма, положил начало свободной планировке внутри помещений и эксплуатируемой плоской крыше-саду. Горизонтальное ленточное остекление обеспечивало необходимый доступ солнечного света и воздуха.

Вилла Савой (Villa Savoye) — загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30 гг.:

Вилла Савой (Villa Savoye) — загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30 гг.

Этот новаторский проект часто приводится теоретиками архитектуры как пример, прекрасно иллюстрирующий «пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье:

  1. Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.
  2. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.
  3. «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.
  4. Не вертикальные («портрет»), а горизонтальные («ландшафт») окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.
  5. У здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.

Так же как и Райт, Ле Корбюзье проявляет компромисс в плане окон: они остаются в пределах разумного, не играют доминирующей роли и не подавляют функциональность дома в целом.

Абсолютные формы

Немецкий архитектор Мис Ван дер Роэ (1886—1969) — родоначальник «стеклянных небоскрёбов», полностью сломает эту еле ощутимую грань разумного подхода к остеклению. Именно ему принадлежит идея создания абсолютной формы, свободной от исторического контекста и прихотей моды, выражающая мистическую идею единения человека с природой. Апофеозом этой идеей стал известный Фарнсвортс Хаус | сайт  |  карта / 1946-1951 — полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках на берегу реки Фокс. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

Фарнсвортс Хаус

Лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных. Она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

Фарнсвортс Хаус

Основа конструкции — металлический каркас из широкополочного прокатного двутавра колонн и горизонтальных швеллеров несущих балок. Тщательно отполированы и выкрашены в белый цвет. Обитатели дома через стеклянные стены могли наблюдать луг и окружающие пейзажи,  заключённые в белую рамку.

Проект стал воплощением психологического фактора, создаваемого светопрозрачными конструкциями в архитектуре — от состояния кратковременного стресса, до глубоко комфортного ощущения. Фактора недостижимого никакими строительными ограждениями,  кроме стекла.

Инновационными решениями, как правило, не только восхищаются. Они подвергаются  резкой критике со стороны профессионального сообщества, заказчика и владельца. Известно, что доктор Эдит Фарнсвортс в итоге не доплатила арихтектору приличную сумму и выясняла отношения в суде. Кроме очевидного дискомфорта личной жизни, созданного стеклянным «аквариумом», причиной дискомфорта были многочисленные технические недостатки, возникшие в первые же два года эксплуатации: перегрев помещений летом, сквозное промерзание конструкций и конденсат на стеклянных стенах зимой, протечки плоской железобетонной кровли. Позже, все обозначенные проблемы в той или иной мере проявились почти во всех зданиях Интернационального стиля. Архитектурные идеи 1920х — 50х годов значительно опережали уровень научных знаний того времени.

Небоскрёбы

«Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия», — писал в эти годы Мис ван дер Роэ. Идею стеклянных небоскребов, которую он вынашивал с 1920-х годов, наконец-то удается осуществить.  Первыми воплощениями этих идей стали жилые массивы Lake Shore Drive в Чикаго | сайт | карта |  (1951):

Первыми воплощениями этих идей стали жилые массивы Lake Shore Drive в Чикаго

в наши дни:

Первыми воплощениями этих идей стали жилые массивы Lake Shore Drive в Чикаго

дальше были Чикагский Commonwells Promenade, (1956, 27 этажей 77 метров, на карте):

Коммонуэлс променад

… позже офисное здание Seagram Building | wiki | карта | 38 этажей | 157 метров | 1958 | в Нью-Йорке:

Seagram Building

Для Сигрэм Билдинга использовалось особое стекло — сиреневое, с добавлением сплава золота, в то время как перемычки каркаса изготовлены из меди.

Качественный скачок

После Второй мировой войны в США образовался излишек в производстве алюминия для самолётов. Закрывшиеся предприятия были довольно быстро переориентированы на на строительный рынок.

Алюминиевые переплёты окон, были впервые применены в США при строительстве библиотеки Кембриджского Университета ещё в 1936 году! Кстати, алюминий доказал тогда свою конкурентноспособность, благодаря тому, что сложные профили можно было получить методом штампования горячего металла.

В послевоенной Германии, отрезанной от основных сырьевых ресурсов, сделали ставки на стремительно развивающуюся химическую промышленность. Логично, что оконные профили из ПВХ были приняты в Германии как базовые решения для оконных технологий.

Общепризнанной датой рождения современных пластиковых окон считается 1954 год, когда немецкий Trocal впервые запустил ПВХ профиль в массовое производство.

инфоДля справки: сам поворотно-откидной механизм окна был изобретён в 1935 году, немцем Вильгельмом Франком в Штутгарте — основателем компании по производству фурнитуры Roto Frank. Механизм приводился в действие тремя ручками!

Процесс изготовления оконных конструкций из ПВХ отлично поддаётся автоматизации и механизации: пластиковый профиль легко пилится и сваривается. Отличная технологичность процесса позволяет изготавливать изделия высокой заводской готовности с привлекательными эстетическими свойствами.

Посмотрите, например, на то как наш завод делает пластиковые окна:

Полноценный рассказ с иллюстрациями — «Как делают пластиковые окна«.

В 1960-е годы экструзионные производства росли довольно быстро. Именно в 1969 году Heinrich Laumann создал компанию Veka, которое на сегодняшний день является одним из самых крупных экструзионных производств оконного и дверного ПВХ профиля в мире. Ассортимент и артикулы систем росли как грибы, создавая обширную промышленную базу в том числе и для нового видения Интернациоанального стиля в архитектуре. То, что раньше в идеях Райта воспринималось как эксцентричность, сегодня используется почти в каждом современном доме США, Европы и других континентов.

Вот, например, одна из наших работ — патио в Токсово (остальное портфолио тут):

Патио в Токсово

 

Как говорит Maritz Vandenberg в своей книге «Farnsworth House (Архитектура в деталях)»:

«… спустя сорок лет с тех пор, мы снова можем говорить о правоте позиций Миса Ван дер Роэ — продукция промышленного производства становится всё более совершенной и набирает тенденцию к переходу от массового стандартного производства, к производству, ориентированному на покупателя. Можно предположить, что уровень развития промышленности в 21 веке сможет перевести объекты такого уровня в приемлемый стоимостной диапазон»

Спасибо, что дочитали до конца, мы надеемся вам было интересно. Забирайте к себе, делитесь с друзьями, жмите кнопочки ниже и всякое такое.

В публикации использованы материалы из книги «Окна для индивидуального строительства», Википедии и проч. источников. За что им большое спасибо!

Вот ещё вам чтиво по заданной теме:

 

 


Удобная форма для связи с нами прямо отсюда:

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон

Файл:

Сообщение

- Ознакомлен с "Политикой конфиденциальности" и согласен на обработку персональных данных.